Республика Коми МС «Молодежь С-Юга», еженедельная газета Республики Коми
Республика Коми МС Авария на шахте "Воркутинская". ... »»»
Следствие выясняет причины аварии »»»
В последний день траура в заполярном городе ... »»»
Республика Коми
№ 6 / 15.02.2013 
|  Архив  |  Experto Credite  |  Информация  |  Акционерам  |  Общение  |
 ПОИСК ПО САЙТУ 

 kot.tv 
 Бессоница 
 РадиоРубка 

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 Метро 
 Вся Россия 
 Сила добра 
 НАШИ ПАРТНЕРЫ 
ki.gif
ki.gif
ms.gif
ki.gif
bbs.gif
pora_na_rabotu.gif
ezkh_250x70.gif
Gis11.jpg
 ВАС ПОДСЧИТЫВАЮТ 
Рейтинг ресурсов УралWeb
Rambler's Top100Service

 Молодежь С-Юга

Короче говоря 

Experto Credite | Experto Credite> Борис Суранов: "Гонзо-журналистика и ее преломление в отечественном рок-самиздате"

Борис Суранов: "Гонзо-журналистика и ее преломление в отечественном рок-самиздате"

Борис Суранов, журналист

 

Гонзо-журналистика и ее преломление в отечественном рок-самиздате

 

Лекция была прочитана 17 мая в СыктГУ

 

- Что такое гонзо-журналистика? Тема у нас звучит как «Гонзо-журналистика», ее преломление на отечественную почву, точнее еще на советский тогда рок-самиздат. Как считается теоретиками и культурологами многими, гонзо-журналистика имела место в таком узком сегменте, как рок-самиздат, не просто самиздат, не политический самиздат, не Солженицин там, не Булгаков, а рок-самиздат. Рок-самиздат даже не в значение музыкальный самиздат, то есть некий такой проект, который посвящен только рок-музыке. Речь шла об освещении рок-жизни, рок-культуры, в рок-ауре, рок-пространстве. Туда входили и худодники-авангардисты, туда входили и известные многим «Митьки», там был такой жанр, как «параллельное кино» и его известный представитель Борис Юхананов. Что там еще было? То есть это была такая субкультура, которая называлась по-другому, ну буквально синоним там был, в семантическом смысле, - рок-культура. И вот мы варились в этой рок-культуре.

Ну вот я вперед забежал, немножечко. Теперь я хочу сказать все-таки, что такое гонзо, чтобы подобие научности нашей встречи отобразилось. Gonzo в переводе с английского — это «рехнувшийся», «чокнутый». Впервые термин ввел редактор американского журнала Boston globe Билл Кардозо, после того, как ему небезызвестный тогда журналист, фрилансер и писатель Хантер Семенович Томпсон принес статью-репортаж, который должен был принести, анонсировал репортаж как освещение скачек дерби на ипподроме. На самом деле он там напился накануне, не знаю, накурился, крыша совсем поехала, написал совсем о другом. Написал о политике, о себе, о культуре шестидесятников америкосовских, сексуальная революция и прочие дела. На что ему редактор Кардозо сказал: «Ну, ты что же, чувак, сделал? Гонзо мне тут принес на самом деле». Отсюда и пошел этот жанр. То есть была дана... термин уже состоялся. Я не буду рассказывать, кто такой Хантер Топсон. Уверен, все смотрели фильм Гильяма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе». Есть. Кто не смотрел этот фильм? Поднимите руки пожалуйста!

 

Из зала: - Есть такие!

 

- А книгу читали? Тоже не читали. Ну не дам я вам почитать книгу, найдете, погуглите.

На самом деле книга стала культовой после культового же фильма Терри Гильяма «Страх и ненависть в Лас-Вегасе», в нашем прокате так назывался. Оригинал — это «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», буквальный перевод с английского. И Томпсон был недоволен, когда узнал, что такой перевод в советском прокате, ну не в советском уже, в российском. В 1998 году фильм вышел на экраны. Книга вышла в начале семидесятых. В 71-м году написал Томпсон книгу. В этот год я родился, кстати.

Хантер Томпсон прославился тем, что соединил публицистику, литературу и такой голимый репортаж журналистский в то, что принято сейчас считать гонзо-журналистикой, альтернативной журналистикой, новой журналистикой, журналистикой, которая не мейнстримовая, не та журналистика, которая традиционная, которая нас всех где-то как-то учит. В чем смысл, основной постулат гонзо-журналистики: не события создают репортера, а репортер создает событие. То есть выходит на первый план личность журналиста, личность пишущего, личность того, кто событие освещает сквозь себя, то есть субъект становится доминирующим. В традиционной журналистике объект был центровым сегментом, от которого должен плясать традиционный журналист, классический, в понимании академическом.

В гонзо-журналистике все наоборот. Там субъект — это центр, и от него отталкивается все: все флюиды, вся аура, которая его окружает, все исходящие из него выхлопы. Тут спрашивали уже в комментариях, есть ли у нас в Республике Коми гонзо-журналистика, гонзо-журналист. Да есть, причем, как ни странно, практически в каждом издании. Ну во первых, есть люди, которые умеют писать, умеют писать от себя, имея свою точку зрения на любые описываемые ими вопросы. Во-вторых, есть вполне легально во всех официальных изданиях, или там полуофициальных, какие-то авторские колонки, да? Или какие-то аналитические или псевдоаналитические выхлопы. Я недавно прочитал на сайте “Комионлайн”, таком серьезном сайте полуофициальном, где что попало, что называется, не публикуется, статью о том, как журналист повредил себе руку, сходил в поликлинику, и чем все это закончилось. То есть написал о проблемах медицины сквозь себя, свою историю. На сайте «Красного знамени» есть такая рубрика «Авторские колонки»,  собственно в газете «Красное знамя» есть рубрика «Взгляд», где такие вещи, элементы гонзо-журналистики, когда субъект доминирует надо объектом, появляются. Вот ответ на вопрос, существует ли гонзо-журналистика и как она может существовать после трагической гибели Хантера Топсона. Есть и, как вы слышали, имеет место.

 

***

Но вернемся к истории. Я теперь буду говорить, отбросив все наши научные обязательные фразы, о том, как я создавал в Сыктывкаре в конце 80-х годов журнал «Кукиш», рок-самиздат журнал. Кто не знает историю, у нас до начала 90-х существовала цензура, и все публикации должны были проходить визирование в партийных органах. Были и негодяи — журналисты-диссиденты, которые не хотели, не ходили или не хотели ходить в эти органы принципиально и хотели каким-то образом реализовываться, писать, что называется, не в стол. Как-то одновременно во многих городах Советского Союза, не сговариваясь, вспыхнула эпидемия создания рок-самиздат журналов.

В классическом виде такой журнал представлял из себя 10, 15, 40, 80, 150 страниц, скрепленных обычной скрепочкой. Отпечатанные все тексты, значит, на машинке, под копирку, тиражом там пять экземпляров. Я печатал этот журнал на печатной машинке небезызвестного Сергея Буханцева, за что ему благодарен до сих пор. Сам человек, который писал, печатал все это дело. Обложку у меня, в частности, приятель-сосед делал, мы там вечерами со всякими фиксажами химичили, ну техника та еще была. На обложке, как правило, кто-нибудь из известных. В первом номере уменя вышел Виктор Цой, тогда еще живой. Оригинальная фотография Дмитрия Кондрата, с которым мы дружили, самая известная такая, культовая фотография Цоя. Ну и, значит, скрепляли все это дело скрепочкой и такой папочкой за десять копеек.

Что там внутри находилось? Это был классический журнал с оглавлением, со вступлением, со вступительным словом редактора, с репортажами с каких-то мероприятий, с концертов в Сыктывкаре, тогда еще тоже полуподпольных, с какими-то значимыми на тот момент событиями, интервью с местными культовыми людьми. Здесь вот, например, уже покойный Андрей Крылов из группы «Северо-Запад», гитарист, вокалист. Один из создателей малого бизнеса в городе Сыктывкаре, соучредитель сети торговой «7 марта». Один из соучредителей умершей газеты «Зырянская жизнь», в которой я работал, и это, я считаю, был один из самых удачных периодов моей жизни журналистской.

Ну так вот, что туда еще входило? И какие-то интервью с известными людьми, репортажи с каких-то даже международных концертов. Вот я съездил в Москву, в Лужники. Фестиваль был, по-моему, в 89-м году — «Рок против наркотиков», Стас Намин проводил. Какого-то наркодилера задержали крупного, где-то за кордоном и освободили с условием, что он проведет какой-нибудь антинаркотический крупный фест. Он сделал это в Москве. Тогда, благодаря этому случаю, советские люди увидели Оззи Осборна, услышали живьем

Scorpions, Bon Jovi, была тогда популярная группа Motley Crue. Я тогда туда ездил, тогда было проще с транспортом. Я учился в техникуме советской торговли, получал повышенную стипендию — 36 рублей. Билет до Питера стоил для студента, для учащегося 19 рублей 50 копеек. Практически каждый месяц я мог себе позволить летать на какие-то важные события, происходившие в Советском Союзе, и писал такие вот репортажи.

Соответственно, этим занимался не только я, этим занимались и мои друзья, которые делали это все, разумеется, бесплатно. Более того, как видите, мы вкладывали деньги во всякие там фиксажи, в бумагу и прочее. Один номер мне, правда, тиражом 50 тысяч помогла моя подружка тогдашняя распространить, которая тайно это делала, ночью, устроившись в архив. Там был такой запрещенный для советских времен аппарат, который назывался то ли ротатор, то ли ротапринт, как-то так, и благодаря которому можно было размножить эти пять экземпляров до количества 50-ти экземпляров.

Как происходило распространение журнала? Журнал отправлялся таким знакомым, коллегам по всему Советскому Союзу. У нас была развита своя социальная сеть без этих интернетов, сотовых телефонов и прочих нынешних наворотов. Мы общались посредством, во-первых, встреч на рок-фестивалях, тусовках всяких, во-вторых — обширной почтовой переписки. У меня в шкафу до сих пор пылится уйма писем от разных людей. Например, от редактора журнала «Рио» питерского, Андрея Бурлаки. Там, Кушнир Александр, который сейчас возглавляет Kushprod, это такая продюсерская контора в Москве, прославила в свое время Земфиру, «Мумий тролль» и прочих. Ну вот, этим людям раскидывались журналы, как правило, пять журналов уходили, один оставался у меня. Один я отправлял в Москву Гурьеву Сергею, редактору журнала «КонтрКультУра». Удалось потом в 91-м году отпечатать нормально в типографии полноценный журнал. До этого он был тоже таким скрепленным скрепочками, отпечатанным на машинке. И это все отправлялось, множилось и уходило на распространение.

Недавно на фуршете у бывшего теперь уже градоначальника Романа Зенищева, пьянка у него была для журналистов перед Новым годом, мы с ним говорили по поводу концертов,  что вот приезжает ботва всякая, типа «Зверей», что не пригласить ли какую-нибудь стоящую команду. Он говорит, что вообще его любимая группа - «Калинов мост», на что я  очень удивился, потому что это тоже одна из моих любимых групп, не раскрученная  достаточно до уровня всяких там «Мумий троллей» и прочих. И Зенищев рассказал, что однажды приезжал сюда Евгений Маргулис, участник группы «Машина времени», и говорил: да, Сыктывкар, журнал «Кукиш». То есть степень распространения журналов была такова, что их читали люди, в том числе достаточно известные, которым это было надо, которые сами варились в этом.

 

***

Пионером в рок-самиздате можно считать, как это ни странно, Бориса Борисовича Гребенщикова. В начале 70-х в Питере, тогда еще в Ленинграде, стал выходить журнал «Рокси». Ну вот есть такая энциклопедия — «Полная иллюстрированная энциклопедия рок-самиздата (1967-1994)». Да, в 67-м году, стало быть, вышло. Здесь в принципе все посвящено самиздату. Издание редкое, но я его купил совершенно свободно за большие деньги, хотя мне должны были прислать и без того, потому что целая статья под названием «Сыктывкар» была посвящена как раз «Кукишу». Так вот, в 67-м году, скорее всего, был какой-нибудь выхлоп, типа тетрадного листа, который считали первым самиздат-журналом.

На самом деле первый реальный, как артефакт, рок-самиздат-журнал вышел в Ленинграде, еще раз повторюсь, в начале 70-х, и у его истоков стояли Борис Гребенщиков, Анатолий Гуницкий и Александр Старцев, покойный ныне журналист. Они писали там какие-то баловства свои, стихи гребенщиковские, Гребенщиков писал заметки умные о том, как в Питере неплохо было бы создать… ну, такие актуальные для того момента по нынешним временам вещи. Мол, давайте объединимся, создадим какую-то коалицию, рок-клуб.

Затем как-то практически параллельно в Москве вышло издание, по-моему, «Сморчок» называлось, которое издавал Сергей Жариков, барабанщик группы «ДК», очень известный культуролог, в ЖЖ он - soz-data-ccount, у него такой там аккаунт. Примерно в середине 80-х стал выходить в Москве журнал «Ухо», который трансформировался затем в журнал «УрЛайт», который, в свою очередь, трансформировался в журнал «КонтрКультУра», то есть, «Долой культ «УрЛайта», типа. Ребята покончили с собой, и пошла другая пьянка, что называется, другая тема уже. Рок-самиздат вышел на пропаганду самоубийства и вообще возведения в культ суицида. Героями журнала стали, естественно, Янка Дягилева, Башлачев, Егор Летов проводил линию политическую, все ныне покойные, разумеется. «Комитет охраны тепла», ну и так далее. То есть пошла волна, недостаточно здоровая, когда уже и журналисты сами и музыканты ударились в пропаганду существования как несуществования. Отсюда пропаганда наркотиков – практически то, что делал Хантер Томпсон в свое время, только с преломлением на нашу советскую действительность: все безнадежно, все жестко…

 

Из зала: - Непрерывный суицид.

 

- Да, непрерывный суицид, совершенно верно. И причем все это было, видимо, на волне суицида самого государства под названием Союз Советских Социалистических Республик. Эти ребята, как люди продвинутые, люди, связанные с космосом, это на себе, что называется, протестировали. И примерно к тому времени можно свести тему смерти самого рок-самиздата как варианта советской гонзо-журналистики. Поутихли все журналы, появилась у нас свобода слова, люди, которые работали на самиздат, которые писали, они либо ушли в традиционную журналистику. А люди, которые занимались распространением… Он, кстати говоря, денег стоил, один журнал можно было продать, купить, где-то от 2 до 5 рублей, потому что вещь была коллекционная, считалось, что это очень понтово – иметь у себя рок-самиздат от Востока до Калининграда и знать о том, что происходит в Советском Союзе снизу, что реально происходит от Норильска до Душанбе. Люди, которые занимались распространением, соответственно, ушли в бизнес. Я уже упоминал Кушнира Александра, который достаточно удачно Kushprod свой продвигает.

Естественно, реализация каким-то образом должна была где-то трансформироваться. Традиционная журналистика, несмотря на свободу слова, мнимую, в 90-х годах, она не давала возможности для такой реализации. Появился, кстати говоря, интернет, и люди все поуходили в ЖЖ. Первыми «жэжистами» стали как раз-таки рок-журналисты в прошлом. Опять же, полистав эту энциклопедию, можно найти нынешних очень известных блогеров. Были они известны и по сути были пионерами в ЖЖ, в отечественном сегменте ЖЖ.

Вот такова, собственно говоря, история гонзо-журналистики от Хантера Томпсона до наших с вами ЖЖ-дней. Может, есть вопросы какие-то.

 

Обсуждение

 

Андрей Фетисов, блогер:

- Считаете ли вы газету «Лимонка» контркультурой и гонзо-журналистикой?

 

- Да.

 

- И еще такой вопрос у меня: какова была скорость распространения советского рок-самиздата?

 

- Это зависело от работы почты, которая тогда, кстати, работала, как мне казалось, оперативнее. И посылку можно было получить быстро. Как отправлялась посылочка? Один свой журнал и в довесочек что-то еще кладется, то, что мне из Свердловска пришло или из Тюмени. И, соответственно, пакетик утяжеляется, стоимость его утраивается и так далее. Мог послать в Ригу, во Владивосток, авиасообщение было потрясающим. В течение недели я мог получить то, что вышло во Владике, если говорить о скорости.

Что еще интересно?

 

- А сейчас актуально выпускать самиздатовские бумажные здания?

 

- Да я считаю, нет. Написал в ЖЖ – и распечатал, и положи на полочку.

 

- Но если в такой «дыре», как Микунь?

 

- В «дыре», в Микуни напечатай. Выложи в ЖЖ, распечатай где-нибудь в типографии где-нибудь, в любой из частных. Проблем нет. Смысла нет. Еще раз говорю, есть ЖЖ, где это делается еще более… Пока ты начнешь печатать, время уйдет. ЖЖ оперативней в этом смысле. Нет смысла, я считаю, сейчас делать самиздат. Хотя в России, как известно, возможно все.

Что еще интересно?

 

Павел Андреев, блогер:

- Я бы предложил перейти на личности. Просто из рок-журналистов 70-х годов я знаю только двух. Это Борис Суранов и Артемий Троицкий. Вопрос такой: Артемий Троицкий – м…к или не м…к?

 

- Нет, Артемий Троицкий – не м…к, конечно же. С чего бы это? Артемий Троицкий просто достаточно традиционный журналист. Он не был гонзо-журналистом. Но по сути своей он гонзо-журналист, он рок-журналист, музыкальный журналист, он участвовал в становлении самиздата. Но он как-то быстро ушел в официоз. Тогда был, не знаю, может, и сейчас есть, журнал «Ровесник», советский молодежный журнал. И он каким-то образом вещи продвигал. Артемию Троицкому можно ставить памятник только за то, что люди в «дырах», в микунях, типа меня, ходили в библиотеку и там информацию получали. Что такое Black Sabbath, например, можно было узнать в середине 80-х и только из журнала «Ровесник», благодаря Артемию Кивовичу Троицкому. Не м…к он.

Да, что-то Троицким-то я увлекся, а про себя забыл. Вот, Сергей Гурьев, я его вообще считаю гуру, у него кликуха такая. Я его считаю своим учителем в журналистике, не в гонзо, не в рок-журналистике, а в журналистике вообще, по жизни. Я очень сильно ориентируюсь на него, на его стиль даже. Он – кандидат культурологических, там каких-то, наук, не помню чего. Сам по себе очень интересный, продвинутый, неформальный дядька. Вот он был редактором журнала «КонтрКультУра», в ЖЖ он – hassel, по-прежнему очень интересный журналист. Поэтому очень плохо, что ты его не знаешь. Есть масса людей, Бурлака… Но в ЖЖ, его нет, наверное, но он «Вконтакте» постоянно что-то пишет. Андрей Бурлака – тоже достаточно известный журналист, автор энциклопедии четырехтомной об отечественной рок-музыке. Из самиздата вышло… я просто могу освежить немножко… масса людей интересных. Борис Гребенщиков, елы-палы, - человек, вышедший из рок-самиздата.

 

Вопрос из зала:

- До 90-х годов это было не совсем легально, я так понимаю. И на этой почве были ли какие-то конфликты с информационным управлением?

 

- Ну, были конфликты. В разных местах, как всегда, по-разному. У нас же территория та еще, как известно. Тут, что называется, было бы желание придраться, как например, в случае с Саввой Терентьевым. Казалось бы, за комментарий в ЖЖ, что там только не пишут. Хотелось докопаться – и докопались. Тут – то же самое: захотел бы Владивостокский обком ВЛКСМ галочку себе поставить, или прогнуться, молодой карьерист пришел, такой озорной. Он мог завести дело, дела заводились, кто-то отсидел даже (вот в этой энциклопедии все есть) за это. Это же было уголовно-наказуемо все. За использование «Ротопринта», который контролировался вообще КГБ, можно было, как минимум, работы лишиться.

 

- А в Коми?

 

- В Коми? Еще раз говорю, в Коми только я, насколько я знаю, издавал самиздат. У меня был единственный случай, когда меня вызвала к себе Ольга Викторовна Савастьянова, в то время второй секретарь Коми обкома ВЛКСМ, вызвала после второго, как раз этого, журнала «Кукиш». Каким образом его достала Савастьянова, я не знаю, я не отправлял. Там был список вокально-инструментальных ансамблей, не рекомендованных для прослушивания на территории Коми АССР. Зарубежные, советские. Список составлен и утвержден Коми обкомом ВЛКСМ, в июне 86-го года был действителен. Мне как-то попалась бумажка такая. Вот запрещенные группы, например, «Эй-Си/Ди-Си», «Токинг хедс», все по-русски написано. Хулио Иглесиас, Майкл Джексон был запрещен. Из наших там «Мухоморы» какие-то, «Браво», «Аквариум», «Кино». 86-й год. И Савастьянова говорит: «Ну, зарегистрируй, дескать, ничего страшного, мы на пути к демократии. (Год был 89-й.) Мы развиваем, создаем фонд молодежных инициатив, какие-то структуры, делай все это легально, пацан, и не будет у тебя никаких проблем. Ты же в комсомоле. (Я комсомольцем был тогда.) Ты ж в комсомоле, имей в виду». Ну, такого рода все. Я не считаю это репрессиями. Нас, слава Богу, это миновало.

 

- А почему журнал назывался «Кукиш»? Вы кому его показываете?

 

- Кинчев написал автограф на одном из «Кукишей»: «Кукиш всей власти». Кому-то мы показывали кукиш, системе, наверное, как обычно. Название родилось случайно. Вот здесь это описывается, я вот сейчас прочитал, тоже вспомнил почему. «Название, - пишет как раз Кушнир тот самый в своей энциклопедии. – Название своего детища он (я) объяснял предполагаемой эстетической оппозицией некому мифическому фэнзину «Фигги-экспресс», который в течение всего 88-го года шумно планировался, но так и не вышел». Я поясню: был у меня, и до сих пор есть, приятель, сейчас работает в газете «Красное знамя», Миша Казанцев. Не знаю почему, у него была кликуха Фигги. Непонятно почему. Мы достаточно давно знакомы с ним, с середины 80-х, наверное. У нас тусовки свои были, с музыкантами, с тем же Крыловым, была группа «Герда», была группа «День гнева», много интересных на тот момент групп. И он говорил: «Давай мы журнал будем издавать, у меня название даже есть – «Фигги-экспресс». Короче, жужжал-жужжал, я психанул и назвал «Кукишем».

 

- Вы говорите, кукиш в сторону системы. А она, по ощущениям, как реагировала? Обижалась?

 

- Ну, я же говорю, что самиздат изначально показывал какой-то такой кукиш системе, собственно, только организовавшись в 70-х годах. У меня не было желания показать кукиш. У меня было желание рассказать, поделиться, выплеснуть то, что во мне бурлит, на какие-нибудь страницы. Я знаю, что у этого будет два-три минимум читателя, которым это будет интересно. Показывать… Цели, во всяком случае, такой не было. Да, конечно, система обижалась, я догадываюсь, на явление такое, как самиздат. Но система уже рушилась, ей было не до обид, что называется. Доставляли неудобство более политические вещи, чем самиздат.

 

Андрей Фетисов:

- А стали бы вы выпускать журнал «Кукиш» до 1953 года?

 

- Господи Иисусе! А что было до 1953 года?

 

- В стране руководил Иосиф Виссарионович Сталин. Вы бы стали в те времена выпускать самиздат?

 

- Я не скажу за себя, честно говоря. Я думаю, те люди, которые хотели… Так они и выпускали. Булгаков, кто там еще? Выпускали, выпускали. Просто по-другому называлось все это.

Ну, вот. Уходить уже люди стали. Совсем надоел? Есть вопросы еще? Спасибо.

/n/info.php


«« »»
добавить комментарий 
Имя:    E-mail: 
Город:   Сайт:
Ваш комментарий:
Код для проверки: 








 = 
 
Читайте в номере
Архив
Архив номеров
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite > Андрей Юров: "Права человека: современные вызовы"
Андрей Юров, правозащитник: "Права человека: современные вызовы"
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite> Николай Морозов: «Патриотизм и современная молодежь»
Николай Морозов, историк: «Патриотизм и современная молодежь»
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite > Михаил Рогачев: "История Коми края. Это интересно?"
Михаил Рогачев: "История Коми края. Это интересно?"
комментарии (0) | дальше »»

Информация | Информация > О газете
О газете
комментарии (0) | дальше »»

Информация > Расценки на рекламу
Расценки на рекламу
комментарии (0) | дальше »»

Акционерам
Акционерам
комментарии (0) | дальше »»

Общение | Общение > Гостевая книга
Гостевая книга
дальше »»

Experto Credite > Лев Махлаев: "Землетрясения и цунами"
Лев Махлаев: "Землетрясения и цунами"
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite > Любовь Гурьева: "Сохраним ли мы лес для будущих поколений?"
Любовь Гурьева: "Сохраним ли мы лес для будущих поколений?"
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite > Владимир Сулимов: "Массовая культура: Pro et Contra"
Владимир Сулимов: "Массовая культура: Pro et Contra"
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite > Павел Сафронов (Onchoys): "Веб 2.0, применение в практических целях"
Павел Сафронов (Onchoys): "Веб 2.0, применение в практических целях"
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite | Experto Credite> Владимир Зайнуллин: "Радиация: полезный друг или невидимый враг?"
Владимир Зайнуллин: "Радиация: полезный друг или невидимый враг?"
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite | Experto Credite> Борис Суранов: "Гонзо-журналистика и ее преломление в отечественном рок-самиздате"
Борис Суранов: "Гонзо-журналистика и ее преломление в отечественном рок-самиздате"
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite | Experto Credite> Владимир Поневежский: "Прокурорский надзор в современных условиях"
Владимир Поневежский: "Прокурорский надзор в современных условиях"
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite > Алексей Шеманов: «Становление субъективности в пространстве культурных репрезентаций»
Алексей Шеманов, философ: «Становление субъективности в пространстве культурных репрезентаций»
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite > Григорий Тульчинский: «Культура как ресурс и барьер инновационного развития»
Григорий Тульчинский, философ: «Культура как ресурс и барьер инновационного развития»
комментарии (0) | дальше »»

Experto Credite > Виктор Ковалев: «Наша постчеловеческая политика»
Виктор Ковалев, политолог: «Наша постчеловеческая политика»
комментарии (0) | дальше »»

  • люки под покраску , многоплодные роды ,
(C) ЗАО «Редакция газеты «Молодежь С-Юга», 1998-2007.
Перепечатка материалов сайта допускается только
при наличии письменного разрешения редакции.

Разработка и поддержка сайта: Артем Евстигнеев
Предыдущие версии создавали:
Дмитрий Терентьев, Юрий Пешкилев, Владимир Барабанов.