Республика Коми МС «Молодежь С-Юга», еженедельная газета Республики Коми
Республика Коми МС Сыктывкарский бюджет прирастет большегрузами »»»
Матери осужденных прекратили голодовку после ... »»»
Драматург Любовь Терентьева: "Зритель ... »»»
Республика Коми
№ 46 / 19.11.2010 
|  Архив  |  Гороскоп  |  Информация  |  Акционерам  |  Общение  |
 ПОИСК ПО САЙТУ 

 Вся Россия 
Портал Вся Россия
 Сила добра 
 ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ 
Котировки валют ЦБ РФ
Прогноз погоды от Фобос:
Погода от ФОБОС
 НАШИ ПАРТНЕРЫ 
Газета "Ухта"
 ВАС ПОДСЧИТЫВАЮТ 
Рейтинг ресурсов УралWeb
Rambler's Top100Service

 Молодежь С-Юга № 10 (7341) от 6 марта 2008 года

Лицом к лицу 

Елена Артюхина:

«Свободный художник беден, но честен перед самим собой»


Сегодня вечером в Государственном театре оперы и балета РК – премьера. Оперетту Николая Рябова «Сорочинская ярмарка» поставила молодой московский режиссер Елена Артюхина. О том, как проходила работа над спектаклем, продолжится ли сотрудничество театра с постановщиком, в беседе с корреспондентом «МС» рассказала сама Е. Артюхина.

- Елена Олеговна, вы молодой, но уже заявивший о себе режиссер, лауреат престижных, в том числе международных, конкурсов и премий. Хотелось бы, чтобы вы рассказали о предыдущих ваших проектах, что и где вы уже поставили.

- По первому образованию я - пианистка, окончила музыкальное училище по классу фортепиано в Санкт-Петербурге. Потом поступила в консерваторию, но не закончила ее, так как ушла работать в драматический театр. Затем, так получилось, по семейным обстоятельствам я оказалась в Ростове-на-Дону. Некоторое время работала там в оперном театре, после чего приехала в Москву и поступила в ГИТИС (сейчас это Российская академия театрального искусства - РАТИ) в мастерскую Александра Борисовича Цители. На третьем курсе ГИТИСа я выиграла конкурс, который проходил в австрийском городе Граце. Это конкурс для молодых режиссеров и художников в области именно оперного театра. Мы с художницей Этель Иошпе, тоже студенткой ГИТИСа, оказались в тройке команд, которые получили право на постановку в драматическом театре Граца моцартовской «Свадьбы Фигаро». Концепция и условия конкурса были таковы, что мы в течение пяти-шести дней должны были сделать полноценный спектакль, используя только второй акт. В итоге мы с Этель завоевали второе место. Что касается других наград - премии университета искусств Цюриха, премии театра оперы и балета Будапешта, - то они получены, так сказать, в теории. Мы ездили в Будапешт, Берлин, в Италию, где просто за само решение спектакля получали призы. Но дальше мы с Этель разошлись, поскольку она очень «концептушный» человек, и я тоже.

Кроме «Свадьбы Фигаро», есть еще московская постановка – на сцене камерного театра Покровского. Сейчас художественным руководителем этого театра стала Ольга Иванова, которую сыктывкарская публика знает по целому ряду постановок в вашем театре. И под ее руководством - она была руководителем этого проекта - я поставила две маленькие одноактные оперы, одна из которых относится к жанру инструментального театра, где главным действующим лицом был оркестр. В общем, обо мне сложилось такое представление, что я работаю главным образом с современным материалом. В основе этой постановки были произведения композиторов Юрия Каспарова («Ворон») и Фараджа Караева («В ожидании»). Это очень оригинальные сочинения. Думаю, что я еще к ним вернусь, но уже на другом этапе. К сожалению, по объективным обстоятельствам в театре Покровского мы сыграли всего два спектакля. При этом зал был полон. Но для зрительского восприятия это все-таки трудный материал, и поэтому эти спектакли сейчас, увы, не идут.

- Поскольку вы упомянули Ольгу Иванову, из этого можно сделать вывод, что приглашение сотрудничать с нашим театром вы получили не без ее участия.

- Да, это так. Можно сказать, что Ольга Тимофеевна – моя крестная мама, она ведет меня по жизни, очень мне помогает. Оказалось, что она к тому же является педагогом Цители, то есть, получается, по преемственности я ее «внучка». Конечно, я ей очень благодарна, она играет большую роль в моей творческой биографии.

- Вы приняли предложение руководства нашего театра на постановку двух спектаклей - оперетты Н.Рябова «Сорочин- ская ярмарка» и оперы Г.Доницетти «Фаворитка», причем вторая вещь - тоже очень сложное произведение…

- Это очень сложный и безумно интересный для меня материал. Я считаю, что Доницетти – композитор, который небывало актуален сейчас. Он - абсолютно современен, хотя жил в 18-м веке. Когда я взяла партитуру и начала работать с этим материалом, поняла, что у меня возникает современный видеоряд в сценическом решении.

- То есть вы не видите ничего «криминального» в том, чтобы ставить классику, осовременивая ее?

- Я сейчас буду говорить, быть может, очень крамольные вещи. Я считаю, что осовременивание оперы – тенденция, которая уже лет десять как себя изжила. Это было модно на Западе 20-30 лет назад. Сейчас я не вижу смысла в тупом осовременивании, в том, чтобы приближать, подводить эпоху из визуального ряда только ради того, чтобы обывателю было понятно, что происходит, допустим, в таком сложном сочинении, как «Аида». Я считаю, что современный видеоряд возникает в решении режиссера оттого, что есть предпосылки в драматургии, то есть острота конфликта, средства выразительности, оркестровка, накал.

- Но все-таки, согласитесь, так или иначе современные компоненты активно применяются постановщиками.

- Конечно. Меня поразила недавняя выставка в Москве Нормана Фостера. Это очень известный архитектор, работающий в жанре хайтек. И я вижу, что архитектурный хайтек сейчас переходит на сцену, в эстетику театра и приживается там.

- А вам самой что ближе в оформлении и режиссерском решении спектакля - хайтек или классика, пышное барокко?

- Если бы я ставила барочную музыку, то применяла бы современные средства. Потому что эпоха барокко заложила в себе все, что сейчас мы берем, вытаскиваем из видеоряда. То есть в барочной музыке есть все компоненты, которые дальше сложились в классическом 18-м, 19-м и в 20-м веках. И, значит, взяв барочную музыку, ее вполне можно решить в хайтеков- ском видеоряде.

- А как проходила работа над «Сорочинской ярмаркой»?

- Скажу вам честно, сыктывкарский театр оперы и балета избалован режиссерами. Здесь работали действительно мастера - Ольга Иванова, Александр Лебедев, работал Лагода, - можно еще долго перечислять. Это все интересные, очень сильные режиссеры. Поэтому я столкнулась с такой достаточно трудной проблемой, когда актеры уже знают, что такое режиссер. И моя задача была их увлечь, повести за собой. Сложно сказать, насколько у меня это получилось, но, думаю, где-то на 50 процентов, пожалуй, мне удалось их зажечь. Свою роль сыграли еще и те трудности, с которыми мы столкнулись. Спектакль очень игровой, практически это музыкально-драматический спектакль, где нужно много играть и много говорить, в нем достаточно много драматических кусков. И, могу сказать, оперные певцы справились с этой задачей просто превосходно. Хочу отметить высочайший уровень подготовки Елены Лагоды, Михаила Журкова, Ольги Сосновской, Светланы Мерзловой, Анатолия Измалкова. Я понимаю, что мне довелось работать с мастерами, и в этом отношении я очень счастливый режиссер. Я работала над этим спектаклем с большим удовольствием. Результат зритель увидит сегодня вечером на сцене, хотя, я думаю, на самом деле, спектакль проявит себя, начиная с шестого-седьмого показа, когда актеры по-настоящему разыграются.

- Вам хватило времени, отведенного на постановку?

- Да, ничто не отвлекало, были созданы абсолютно идеальные условия.

- Скажите, а насколько популярна «Сорочинская ярмарка», в других театрах ее ставят?

- «Сорочинская ярмарка» именно Николая Рябова непопулярна. Это украинский композитор, годы его жизни 1901-1954-й, то есть он творил в советскую эпоху, в 30-40-е. Есть еще «Сорочинская ярмарка» Модеста Мусоргского. Эстетика произведения Н.Рябова – социалистический реализм.

- Вам пришлось вносить коррективы?

- Я вынесла время и место действия в некое мифическое пространство. Потому что те проблемы, которые поднимают Гоголь-Рябов, они, мне кажется, решаются вне времени. Любовь, борьба божественного и дьявольского в человеке – всегда вне времени, это всегда есть и будет.

- И все-таки почему вы выбрали именно произведение Рябова?

- А вы знаете, это на самом деле очень интересный материал – и не только музыкальный. Есть какая-то изюминка в этом Рябове. Я вам честно скажу – я не ищу легких путей. Допустим, взяв Мусоргского, я бы прочитала эту партитуру намного легче. А Рябов для меня труден, потому что я должна придумать еще свою сверхзадачу. То есть прочитать сверхзадачу Рябова, потом Гоголя, а потом из этого сложить и протянуть свою сверхзадачу. Когда сложно, тогда и интересно.

- Елена Олеговна, наш театр - первый провинциальный театр, с которым вы сотрудничаете?

- Я бы не сказала, что этот театр провинциальный. Я видела «Мышеловку» - спектакль Ольги Ивановой в Москве - это столичный уровень. Тогда же, можно сказать, и состоялось мое первое знакомство с вашим театром. Ну а если вы имеете в виду, ставила ли я что-то в других российских театрах, то пока нет.

- Работа над «Сорочинской ярмаркой» завершена, а когда вы приступите к постановке «Фаворитки»?

- С «Фавориткой» все очень сложно, поскольку планировалось представить эту премьеру на фестивале «Сыктывкарса тулыс». Сроки не то что сжатые, просто невозможные. Мне такой форс-мажор знаком по работе в Граце, и скажу, что «Фаворитка» - это не тот материал, который можно сделать в такие сроки. Поэтому у меня большой, жирный знак вопроса. Мне дали почувствовать вкус настоящей плодотворной работы, когда месяц я погружаюсь вместе с театром в произведение. Вот так же я хочу окунуться в «Фаворитку» и сделать эту работу так, чтобы было не стыдно сказать: «Это мой спектакль».

- Я так поняла, что в настоящее время вы - свободный художник. Или все-таки есть театр, с которым вы сотрудничаете на постоянной основе? Например, с театром Покровского, которым руководит Ольга Иванова?

- Нет, Ольга Тимофеевна - яркий режиссер, а у меня характер такой, что я не могу сосуществовать с ярким режиссером. Либо я, либо кто-то другой. Двоим медведям в одной берлоге тесно. А что касается моего прикрепления к какому-то театру, я бы очень хотела прикрепиться. Даже к вашему театру. Но есть объективные обстоятельства, которые, к сожалению, от меня не зависят.

У меня есть собственная антреприза в Москве, есть один оригинальный проект, который я хочу сделать. Это опера Василия Лобанова «Отец Сергий». Автор произведения живет сейчас в Германии, в Кельне. У меня есть задумка сыграть эту оперу на открытой площадке. Уже есть предложения в Москве, в Санкт-Петербурге и в ряде европейских городов, где хотели бы эту оперу услышать.

- Легко ли сейчас живется свободному художнику?

- Знаете, в современном мире свободным художник остается при одном условии – он будет беден, неизвестен, но честен перед самим собой. Но все-таки режиссер - профессия публичная, и если твоя продукция не нравится, значит, на твое место придет кто-то другой. Поэтому быть свободным в этой ситуации очень сложно, но у меня как-то получается. Есть друзья, которые помогают. Нет, не в финансовом плане, но сколочена команда – художник, дирижер, юрист, помогающий решать вопросы на антрепризе. Я не знаю, вырастет ли моя антреприза в театр, на это нужны время и средства, но надеюсь, что все получится.

Галина Соболева


««
добавить комментарий 
Имя:    E-mail: 
Город:   Сайт:
Ваш комментарий:
Код для проверки: 








 = 
 
Читайте в номере
Время встречи изменить нельзя
комментарии (0) | дальше »»

Весеннее обострение
комментарии (0) | дальше »»

Таможенники пополняют государственную казну
комментарии (0) | дальше »»

Смерть на рельсах
комментарии (0) | дальше »»

Подростки атакуют группами
комментарии (0) | дальше »»

Что и требовалось доказать...
комментарии (0) | дальше »»

Аукцион с одним участником
Александр Сегаль оказался под следствием
комментарии (0) | дальше »»

Навстречу таланту
Дети-инвалиды выступят на международном форуме
комментарии (0) | дальше »»

Юбилей академика
Михаилу Рощевскому исполнилось 75!
комментарии (0) | дальше »»

Музей в подарок
спортивной легенде
комментарии (0) | дальше »»

Пушные зверьки
стали причиной гибели оленей
комментарии (0) | дальше »»

Эхо Москвы
комментарии (0) | дальше »»

Елена Артюхина:
«Свободный художник беден, но честен перед самим собой»
комментарии (0) | дальше »»

(C) ЗАО «Редакция газеты «Молодежь С-Юга», 1998-2007.
Перепечатка материалов сайта допускается только
при наличии письменного разрешения редакции.

Разработка и поддержка сайта: Артем Евстигнеев
Предыдущие версии создавали:
Дмитрий Терентьев, Юрий Пешкилев, Владимир Барабанов.