Республика Коми МС «Молодежь С-Юга», еженедельная газета Республики Коми
Республика Коми МС Новые штрафы охладят пыл протестующих? »»»
Депутат Госдумы Владимир Поневежский: ... »»»
Президент ФЛГР Елена Вяльбе: "Нет повода не ... »»»
Республика Коми
№ 19 / 18.05.2012 
|  Архив  |  Experto Credite  |  Информация  |  Акционерам  |  Общение  |
 ПОИСК ПО САЙТУ 

 Ыбица 
 kot.tv 
 Бессоница 
 РадиоРубка 

Для содержимого этой страницы требуется более новая версия Adobe Flash Player.

Получить проигрыватель Adobe Flash Player

 Метро 
 Вся Россия 
 Сила добра 
 НАШИ ПАРТНЕРЫ 
ki.gif
ki.gif
ms.gif
ki.gif
bbs.gif
pora_na_rabotu.gif
 ВАС ПОДСЧИТЫВАЮТ 
Рейтинг ресурсов УралWeb
Rambler's Top100Service

 Молодежь С-Юга №12 (7549) от 30 марта 2012 года

Интервью 

Социолог Юлия Юшкова-Борисова:

"Перспективность региона измеряется отношением к труду"


Фото Юрия КАБАНЦЕВА
Кандидат философских наук, социолог-аналитик Юлия Юшкова-Борисова на прошлой неделе презентовала в Сыктывкаре памятник своему отцу, народному писателю Коми Геннадию Юшкову. По ее словам, памятник создается для тех, кто будет приходить поклониться памяти писателя не только сейчас, но и через 70 или 80 лет. В интервью МС она рассказала об отношении к современной культуре, бренде республики и нелюбви к родине.
 - Ситуация с мемориалом вашему отцу и участием республики в его создании явилась для вас показательной?
- Если позволите, я начну издалека. Когда мы ездим по разным регионам, то удивляемся: некоторые из них очень похожи по исходным параметрам, ну плюс-минус климатические условия. У нас - одинаковое законодательство, плодородие почв. Но почему-то при этой схожести одни регионы перспективные, развивающиеся, а другие депрессивные. В одних регионах люди на тебя смотрят гордо, спокойно, а в других читаешь общую тоску на лицах, причем часто с признаками легкого недоедания, когда человеку требуется купить 300 граммов мяса, а денег хватает только на макароны: он вроде наелся, но при этом голоден. Почему так?
Самым главным, кардинальным моментом различия является отношение к труду, во-первых, а во-вторых, отношение к интеллектуальному труду. В регионах перспективных труд - это благо, долг и сама жизнь, а интеллектуальный труд - одно из самых больших удовольствий, при том, что все-таки это очень сложный и необычайно затратный труд. А в регионах депрессивных труд, наоборот, - неизбывная беда, тяжкая обязанность, нечто тяжелое и тоскливое. А интеллектуальный - вообще не труд, а некая развлекуха, за которую в принципе платить нельзя. Два притопа - три прихлопа сделал - ему что, еще и платить за это?! Одно дело, когда тебе тяжело, холодно, противно и грязно, - это труд, да. А тут какие-то стихи написал и при этом еще чай пил - это что, труд? Нет, это не труд.
- Как дело с отношением к интеллектуальному труду обстоит в Коми?
- В нашей республике сейчас борются эти две тенденции. С одной стороны, у нас такая закваска, которая распространяется по всему Северо-Западу, и связана она с общим финским кодом. Конечно, и климат во многом определяет отношение к труду и жизни вообще. В коми культуре, как и на всем Северо-Западе, отношение к творческому труду хорошее. Те же архангельские поморы всегда сказочнику давали две доли. Когда шла большая рыбалка - путина, сказочник получал долю наравне со всеми. Если он еще и рыбачил при этом - ему давали две. Вот насколько высоким было отношение к интеллектуальному труду.
Сейчас, конечно, произошло сильное обесценивание интеллектуального труда. Получается, что в культуре коми я всегда общаюсь с людьми либо бедными, либо нищими. Это люди, которые непонятным образом существуют на какие-то символические деньги. Если им и хватает на 300 граммов мяса, то однозначно не хватает на то, чтобы поехать отдохнуть, полечиться и вообще жить спокойно и достойно. Дамоклов меч нужды постоянно нависает над ними, и она очень искажает всю картину мировосприятия. Я прекрасно помню себя такой, когда работала в театре.
Я в Коми сейчас вижу новую тенденцию: раз люди продолжают в таких условиях заниматься творчеством, значит, они с этим соглашаются. А раз человек с этим соглашается, значит, и устанавливается такая рыночная цена на труд, и он автоматически обесценивается, считается дешевым и неинтересным. Сейчас уровень оплаты труда очень влияет на отношение общества к профессии. То же происходит и с учительским корпусом.
- На презентации мемориала Геннадию Юшкову вы сказали, что с его помощью хотели бы изменить отношение к культуре в Коми. Каким образом?
- Ну это глобальная цель, до которой бы хотелось дотянуться. Я бы вообще хотела, чтобы на могиле отца стоял высокохудожественный комплекс. И я бы хотела, чтобы внимание было привлечено не только к нему, но и к состоянию искусства и культуры в республике в целом. К качеству литературы и ее позиционированию в общем социальном процессе. И точно также к изобразительному искусству и скульптуре. С этим положение у нас, конечно, аховое. К нам не приезжают молодые скульпторы. Раньше, когда они заканчивали хорошие учебные заведения в Москве, Питере, где была система распределения, они приезжали, им здесь давали мастерские, жилье, а теперь? Кто им что даст? Даже никто не поймет, а почему они должны давать. Кому сейчас что заказывать? Кто будет делать памятники? А скоро люди отвыкнут от этого и скажут: «Зачем нам вообще памятники? Делайте дороги».
Я бы хотела вернуть внимание общественности республики к состоянию профессионального искусства в целом. Я много езжу по другим регионам, сравниваю уровень искусства и могу сказать, что мы многое потеряли. Но пока он высок, и если вовремя этим заняться, могут быть прекрасные образцы.
Возьмем Бурановских бабушек. Я знаю человека, который первым начал качественно записывать удмуртский фольклор и «носиться» с этим коллективом - Александр Юминов, сотрудник регионального филиала Центра современного искусства. Он их нашел и начал продвигать. А далее - огромная, колоссальная работа и по обработке фольклора, и по продюсированию: найти правильного композитора, правильную аранжировку, правильное исполнение. И в результате этих огромных усилий - такой успех. Наконец-то у России на Евровидении изумительные шансы на победу! Но кто-то ведь сделал эту работу - и это важно не только для Удмуртии, которую теперь знают в России и в мире, но и для всей страны.
- Что может стать таким брендом для Коми?
- Бренд Коми просто необходим. О ней ничего не знают в России. Когда мой муж сказал друзьям в Нижнем Новгороде, что нашел жену в Сыктывкаре, у него осторожно спросили: «А у нее глаза не очень раскосые? А по-русски она говорить умеет, и сильный ли у нее акцент?» Они не поверили, когда он рассказал, кто и как на самом деле живет в Сыктывкаре.
Бренд территории базируется на двух вещах - природе и культуре. Либо мы едем любоваться столбами выветривания или другими достопримечательностями, которых нет в другом месте, либо знакомиться с культурой. А лучше и то, и другое вместе. Или это памятники наподобие пирамид, либо технические достижения, которые поднялись на уровень произведений культуры и искусства - французские духи, швейцарские часы и т.д. Мы едем смотреть швейцарское озеро и купить швейцарский сыр.
Вот этот второй момент в Коми очень страдает, да и с первым не все в порядке. У нас нет того, что можно связать именно с Республикой Коми. Пока человек, побывав у нас, скажет: я был на Севере России - и не более. Вы должны доказать, что эта территория отличается чем-то особым.
- То есть эта ниша пока свободна?
- Не совсем. Ведь было достаточно сделано на протяжении 20 века в профессиональной культуре.
- Это может быть личность Питирима Сорокина, например?
- Нет. Питирим Сорокин очень сложно относится к культуре республики. Да, первые его годы связаны с Коми, а дальше? Он - профессор Гарвардского университета и совершенно явно основоположник американской социологической школы. И нам его приватизировать, безусловно, надо, но это неосновополагающе.
- Так кто же должен найти это нечто, что станет брендом Коми, - народ или специалисты?
- Конечно, специалисты. Бурановские бабушки - это народ, а Александр Юминов - это специалист, причем очень высокого класса. Сейчас роль продюсера необычайно возрастает, и она неизмеримо больше, чем роль исполнителя.
- Получается, у нас нет специалистов?
- Их нет, потому что никто эти запросы не обозначает. Если даже есть этот заказ, он должен быть оформлен и проплачен из какого-либо бюджета.
- Из чего мы можем выбрать будущий бренд?
- Нужно целенаправленно ездить и искать. Внимательно посмотреть, что уже есть в наличии. Для меня, например, потрясающий потенциал есть в Василии Гущине и его ансамбле.
- А что вы слышали о Финно-угорском этнокультурном парке в селе Ыб?
- Действительно, пока только слышала, но заехать еще не довелось. Но чисто социологический срез - то, что мы слышим: о нем есть негативное мнение.
- Но он уже создан, он работает. Чем его можно дополнить, чтобы придать позитивную окраску?
- Пусть он таким и остается, только надо его «продолжать» в сторону высокой культуры. Да, мы умеем выслеживать зверей. Пусть дети видят эти приемы, изучают следы зайца, лисы и волка. Это замечательно. Но что после этого? Мы ведь не только зверей умеем выслеживать. Например, мы с отцом в лесу, после того, как он показывал мне следы и рассказывал о коми охотниках, обсуждали мировые образцы литературы. Так и в парке - нужно следующие ступени как-то поддерживать и дотягивать их. То есть после парка мы должны предложить гостям поехать в национальный театр - и это должен быть достойный театр.
Почему я хочу привлечь внимание к творчеству отца? Потому что он реально хороший писатель - и почти весь переведен на русский язык. Мои родные из Нижнего Новгорода были реально удивлены качеством его литературы. Почему он неизвестен, спрашивали они. Пусть гости парка купят его книгу и книги других наших писателей, пусть купят аудиокнигу, послушают и увидят, что люди, умеющие выслеживать зверей, могут еще создавать образцы высокого искусства. То есть от печки и чугунов нужно двигаться дальше, а не зацикливаться на них.
Почему бы те же самодеятельные ансамбли не подтянуть до определенного профессионального уровня?
- Может, потому, что есть некая профессиональная ревность? Ведь есть у нас профи «Асъя кыа».
- Я сталкивалась с этим. Это не ревность, а конкуренция за ресурсы. Когда финансирование маленькое, там и возникает эта «ревность». Упирается все в деньги и их правильное расходование.
- Но ведь сейчас перешли на грантовую систему.
- Это очень хорошо. Но надо еще уметь заказать эту работу по гранту, принять ее и осмыслить, а что, собственно, нужно республике вот в этом году получить от деятелей культуры.
- Опять соцзаказ?
- Нет, это гораздо тоньше, чем соцзаказ. Приведу пример. В одном регионе с колоссальной проблемой оттока молодежи - почти стопроцентным - появилась прекрасная премьера с прекрасным режиссером, актерами. Чехов. «Три сестры», «В Москву, в Москву».
- Оговорочка по Фрейду…
- Да, он и поставлен был так великолепно, что читалось сразу: все в Москву, немедленно отсюда, ни минуты промедления. Я директора спрашиваю, причем перед этим она мне пожаловалась, что опять уехало пять молодых актеров: «А зачем вы это поставили, и как вам на это дали деньги?» Она - женщина умная: просто посмотрела на меня и промолчала. Получается, что руководство региона и Министерство культуры этого региона допустили политическую ошибку, профинансировав постановку с таким подтекстом.
- Надо ли нашей молодежи устраивать свою жизнь за пределами региона?
- Если есть возможность, надо оставаться на родине. Сужу по своему опыту: мне было тяжело расстаться с Сыктывкаром, хотя я уезжала в статусе безработной. Но Нижний я так и не полюбила. Это касается и бытового уровня, и ментальности. Расставание с родиной - всегда большой стресс. Чужому городу вы никогда не простите недостатков, которые в родном могут казаться очаровательными причудами.
 

Беседовала Полина РОМАНОВА


«« »»
добавить комментарий 
Имя:    E-mail: 
Город:   Сайт:
Ваш комментарий:
Код для проверки: 








 = 
 
Читайте в номере
Вячеслав Гайзер вернет спортзалы школьникам
комментарии (0) | дальше »»

Покупателей местной еды простимулируют призами
комментарии (1) | дальше »»

Новых партий в Коми пока не предвидится
комментарии (0) | дальше »»

Националист Дмитрий Демушкин обсудил с "Рубежом С-Юга" партийные планы
комментарии (0) | дальше »»

Национал-патриот поплатился за Путина
комментарии (2) | дальше »»

ОПРОС
Удачно сагитировал?
комментарии (0) | дальше »»

Руководство ЛУКОЙЛа хотят увлечь идеями Питирима Сорокина
комментарии (0) | дальше »»

Директор усинской компании подозревается в уклонении от уплаты 20 млн. руб. налогов
комментарии (0) | дальше »»

Фонд содействия реформированию ЖКХ выделит 255 млн. руб.
комментарии (0) | дальше »»

Создана группа по вопросам строительства горно-металлургического комплекса
комментарии (0) | дальше »»

С 1 апреля ежемесячные денежные выплаты и наборы социальных услуг увеличатся на 6%
комментарии (0) | дальше »»

В Коми резко увеличилось количество ипотечных кредитов
комментарии (0) | дальше »»

В Сыктывкаре предложено провести инвентаризацию жилфонда и найти квартиры для сирот
комментарии (0) | дальше »»

Малый бизнес получит по полной программе
комментарии (0) | дальше »»

"ГАРАНТ Консалтинг. ПРОФ" - новые возможности
комментарии (0) | дальше »»

Чужих проблем не бывает
комментарии (0) | дальше »»

Республика готова перейти на цифровой формат теле- и радиовещания
комментарии (0) | дальше »»

В Коми продолжится сбор денег для ветеранов
комментарии (0) | дальше »»

Воркутинский журналист не прожил на прожиточный минимум
комментарии (0) | дальше »»

Жизнь без хлопот
комментарии (0) | дальше »»

"Твою параллель" возглавил анчоус пера
комментарии (0) | дальше »»

Александр Уманский:
«Мы отвечаем за качественный отдых наших клиентов»
комментарии (0) | дальше »»

Конкурентные рынки прибавили работы антимонопольщикам
комментарии (0) | дальше »»

Организаторы азартных игр заработали под видом благотворительности более 33 млн.
комментарии (0) | дальше »»

МС стал известен список фигурантов дела "козловской" ОПГ
комментарии (0) | дальше »»

Дело о "Пассаже" становится все более запутанным
комментарии (0) | дальше »»

Трейсеры Владислав Татаринов и Валентин Коюшев:
"Это только кажется, что для прыжков ума не надо"
комментарии (0) | дальше »»

Специалист по танго Евгений Шулепов:
"Танцевать умеют все"
комментарии (0) | дальше »»

Социолог Юлия Юшкова-Борисова:
"Перспективность региона измеряется отношением к труду"
комментарии (0) | дальше »»

Летом в Сыктывкаре будут работать мобильные студенческие бригады
комментарии (0) | дальше »»

Глава Минздрава первым из министров соцблока отчитается перед общественностью
комментарии (0) | дальше »»

Куда идти на Первомай? На "Маевку"!
комментарии (0) | дальше »»

В Ухте открывается первая очередь Ледового дворца
комментарии (0) | дальше »»

(C) ЗАО «Редакция газеты «Молодежь С-Юга», 1998-2007.
Перепечатка материалов сайта допускается только
при наличии письменного разрешения редакции.

Разработка и поддержка сайта: Артем Евстигнеев
Предыдущие версии создавали:
Дмитрий Терентьев, Юрий Пешкилев, Владимир Барабанов.